Страницы

вторник, 10 января 2023 г.

Каллиграфия сейчас и в прошлом.

 


        Что я помню о первых годах своей школы? В школу я пошла в 6 лет еще в Литве. Летом перед школой сказала маме:

- Я же не знаю буквы?

- Ничего страшного, тебя всему научат, - ответила она.

И, знаете, научили.

    Еще хранятся мои первые прописи, писали мы обычной шариковой ручкой, главное так чисто! Из домашних занятий чистописанием помню только как мама выдирала сердито лист из тетради и заставляла переписывать заново. А я со слезами переписывала. Теперь то можно сказать ей спасибо, что я, хоть и училась много лет, писала спешно конспекты, а подчерк как у школьника, пишу аккуратно и красиво.

    Когда моя старшая дочка пошла в школу, то я тоже не испытала каких-либо серьезных проблем с обучением ее письму, как-то само собой всё сложилось и писала она нормально.

    Но вот пошла в школу моя средняя дочка, а я пошла работать в свой второй класс, и мне стало немного страшно. Я сперва ужаснулась подчеркам своих учеников, которые были не приучены даже к правильной посадке во время письма, у многих неправильный захват ручки, а письмо ручками со стирающейся пастой окончательно угробили дело. 

    Тем временем моя дочка по какой-то причине по дозволению учителя две четверти пишет в тетради карандашом. А что, очень удобно! Стёр и исправил. И ничего, что тетрадь похожа на тряпку после этого. И постепенно меня начал интересовать вопрос: что же вообще произошло за эти времена? 

    И тут я к своему удивлению узнала следующее.

Примерно до 1969 года в нашей стране в школу носили перья и чернильницы на специальный предмет Чистописание! И занимались отработкой навыка письма и каллиграфии все 4 года. Посмотрите как это выглядело.


Для письма с самого начала использовали специальные разлиновки


    В интернете такие листы можно найти в свободном доступе, вводя в строку поиска "Прописи для каллиграфии" или скачать по ссылке.

    В современной школе каллиграфии не обучают. Конечно дети обучаются непрерывному письму, но вот объем времени, затрачиваемый на отработку подчерка, значительно уменьшился.

    В своем классе я настояла на том, чтобы мы продолжили писать в тетрадях с частой линией. Родителям, у детей который проблемы с подчерком, я рекомендовала дополнительно дома начать писать буквы по тренажерам. И у меня есть одна девочка, чья мама ответственно подошла к этому вопросу и подчерк девочки так изменился, что я с каждой неделей радовалась всё больше и больше, и даже писала ей после домашней: Как красиво написано!!!! Молодец! И я очень этому рада, что на всю будущую жизнь ребенок приобретет навык письма. 
    На новогодних праздниках я купила перо и тушь для каллиграфии, и уже дома мы тренировались письму, рисовали. Это невероятно интересно!!!!!!! И когда наступили занятия, я принесла перо в школу и дала детям попробовать им писать. А также запретила писать любой другой, кроме шариковой ручки. 

    Перо я заказала на Озоне, сейчас оно недоступно к заказу, но посмотреть на похожее можно тут и тушь. Я отдала за держатель и 9 перьев 340 рублей.


       В добавок я купила за 900 рублей два блока курса "Семейная каллиграфия" в ВК. И смотрю уроки, но еще только начала. 

    Со своей дочкой отрабатываю соединения букв, строго слежу за рукой, посадкой. 

Иногда в мелочах кроется так много важного. Представьте себе как, должно быть, надо было смирно сидеть, чтобы не вывернуть чернильницу! Как аккуратно окунать перо, чтобы не измазать всё вокруг! Как сосредоточиться при письме и владеть собой! Где уж там ужимки, крики и прыжки, свойственные нашим ученикам! И это еще самодисциплина, немного творчество, умение концентрироваться, собраться и делать. 

    В своем классе я лишь начала раздавать листочки с широкой линией, чтобы научить и в них писать красиво, чтобы пусть и память обо мне с годами сотрется, но навсегда останется с ними красивый подчек.

2 комментария:

  1. У меня все дети в начальной школе писали аккуратно и красиво, а после 5 класса как курицы лапой. Там надо писать много, быстро, и за красотой почерка уже никто из учителей не смотрит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне кажется навык красивого письма утратить совсем нельзя. Но для письма нужен прежде всего самоконтроль, и стараться. Я могу писать быстро абы как, но могу и аккуратно. Рука разработана и я ею владею.

      Удалить